Представление собственного инновационного педагогического опыта.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным.
Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый педагог. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности обучающегося недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Моя позиция.
Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость педагога, его профессиональное кредо, личностную позицию.
Методическая тема, над которой я работаю – «Применение образовательных технологий и ИКТ на уроках теоретического и производственного обучения».
Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Важнейшим компонентом профессионального образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения обучающихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе профессионального образования знания на практике, инициативности и ответственности» стало основой становления моего педагогического опыта «Использование образовательных технологий на уроках предмета «Овощеводство»
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания обучающихся.
Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств обучающихся, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение обучающихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.
Практическая необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы:
Как организовать деятельность обучающихся по использованию в учебном процессе образовательных технологий и ИКТ?
Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?
Как учесть в обучении профессии жизненные планы обучающихся?
Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?
Объект исследования: самостоятельная учебная деятельность с использованием образовательных технологии.
Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам обучающегося способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, проявляющего умственную самостоятельность.
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся через использование образовательных технологий и ИКТ.
Задачи:
Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием образовательных технологий и ИКТ;
Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
Формировать навыки самообразования обучающихся;
Формировать навыки работы в команде по разработке минипроектов;
Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием образовательных технологий и ИКТ;
Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.
Использование в образовательном процессе образовательных технологий.
Результаты использования образовательных технологий
Название технологии
|
Обоснование применения
|
Полученный или прогнозируемый результат
|
«Информационно-коммуникативные технологии»
|
Формирование умений работать с информацией. Развитие коммуникативных способностей. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
|
Повышение мотивации учащихся при изучении предмета. Повышение темпа урока. Увеличение объема самостоятельных работ. Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Повышение успеваемости.
§ Сценарий
§ Презентация
§ Википедия-Картофель
§ Тест "Морфологические признаки и биологические особенности картофеля"
§ Видеоролик
§ Технологическая карта по выращиванию картофеля
|
Технология развития критического мышления -
|
Основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Педагогические приемы «Зигзаг», «Кластер», «Мозговой штурм»; активизируют самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся и способствует решению конкретных практических (проблемно-ситуационных) задач занятия.
|
§ Сценарий
§ Презентация
§ Приложение 1
§ Приложение 2
§ Видеоролик
§ Кроссворд
§ Тест
|
«Технология проблемного обучения»
|
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. Развитие способностей к анализу, рефлексии.
|
Обучающиеся учатся мыслить логично, диалектически, творчески. Добытые знания превращаются в убеждения. Разработка 3
|
«Технология В.М.Манахова»
|
Сущность этой технологии состоит в том что, происходит:
- переход от тематического (поурочного) планирования к «целеполаганию», умению выстраивать свою систему микроцелей на учебный год;
- переход от традиционного контроля и оценки знаний к диагностике, когда прекращается действие карающей функции оценки;
- появление в профессиональной деятельности учителя понятий «нормы», «дозы», пусть даже полученных эмпирическим путем;
- профессиональное освоение технологических процедур проектирования и конструирования технологических объектов технологической и информационной карты урока.
|
Разработаны технологические карты по предмету «Овощеводство»
Разработка 1. Разработка 1а. Разработка 1б
|
«Технология группового обучения»
|
Активизирует познавательный интерес обучающихся
|
Повышение качества знаний и успеваемости у обучающихся. Активная совместная учебная деятельность обучающихся. Усвоение материала в полном объёме. Разработка 2
|
«Блочно-модульная технология»
|
Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц)
|
Технология модульного обучения Презентация 1, Разработка 6,Разработка 7, Разработка 8, Разработка 9, Разработка 10,Разработка 11, Разработка 12
|
Технология сотрудничества
|
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения сотрудничества – учиться вместе, а не просто помогать друг другу.
Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех будет достигнут только тогда, когда будут работать вместе все члены команды (или группы) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами преподаватель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста выполняются индивидуально. Оценка за выполненную работу выставляется одна на группу.
|
|
«Разноуровневое обучение»
|
Успешность освоения программного материала каждым учеником. Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей.
|
Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Разработка 4
|
Использование разнообразных форм ИКТ.
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью обучающегося в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного профессионального образования.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе
|
Год
|
% уроков с применением ИКТ
|
Технические средства, программные продукты, Интернет-ресурсы
|
Эффекты и результативность использования ИКТ- технологий
|
2011-2012
|
23
|
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор. Программные продукты: электронные учебники по овощеводству; презентации к урокам; электронные энциклопедии по овощеводству и цветоводству; интерактивные задания; онлайн-тесты.? Были в тот период
|
ИКТ применяются на уроках, при проведении внеурочных мероприятий. Использование ИКТ реализует принцип наглядности, доступности обучения, позволяет осуществлять контроль и самоконтроль знаний и умений. ИКТ дают возможность ученикам самостоятельно находить нужный материал. Отсюда повышается интерес к предмету, развиваются исследовательские навыки.
|
2012-2013
|
44
|
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор. Электронные учебники по предметам; коллекции презентаций к урокам; электронные энциклопедии по овощеводству и цветоводству, онлайн-тесты. Образовательные Интернет-ресурсы.
|
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. На уроках - закрепления используются онлайн- тесты, позволяющие осуществить контроль над усвоением изученного материала. На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы. Систематически применяются компьютерные презентации (собственные и авторские). Предлагаю учащимся самим создать компьютерные презентации. Учитывая большой вклад, который ученики вносят в их создание, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. Интернет-ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов, докладов по овощеводству и цветоводству.
|
2013-2014
|
70
|
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор. Электронные учебники по овощеводству и цветоводству; коллекции презентаций к урокам, электронные энциклопедии по предметам; видео-уроки; онлайн - тесты; интерактивные задания; образовательные ресурсы Интернета, электронную почту.
|
Обучающиеся могут использовать в практической деятельности усвоенные знания, у них выработаны умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации, оценки информации, создания информации. Более 70% обучающихся освоили программу Power Point, выполняют рефераты, создают видеоролики, используют электронную почту, обмениваются информацией.
Интернет-ресурсы
1. Виртуальные доски:
- Primary Paint виртуальная доска для совместной работы без регистрации
2. Презентации, публикации, видеоролики (mix):
3. Библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение:
4. Тесты, опросники:
5. Мультимедиа сервисы
- Listen Text - сервис для быстрого озвучивания текста
- Voki создание мультимедийных анимированных аватаров. (текст, музыка, микрофон)
- Онлайн микрофон - виртуальный диктофон для записи звука
6. Дидактические материалы для уроков в игровой форме
7. Планировщики, конструкторы
8. Конвертация:
9. Распознаём текст онлайн
10. Кодировка, декодировка
Listen Text - сервис для быстрого озвучивания текста
|
Мониторинг применения ИКТ-технологий в образовательном процессе
При подготовке к урокам обучающиеся применяют следующие формы ИКТ:
- создание презентаций по темам изучаемого предмета: «Технология выращивания картофеля», «Агротехника томата», «Выращивание корнеплодов», «Семейство крестоцветные», «Овощеводство закрытого грунта» «Влияние климатических условий на сорта моркови», «Классификация севооборотов», «Пасленовые».
Мультимедийные пособия.
Видеофильмы по теме:
1. Выращивание моркови, лука, чеснока, сельдерея. http://www.youtube.com/watch?v=ceSxXV7zR4w
2. Дизайн цветников и посадка цветов своими руками. Общие принципы и пошаговое руководство. http://www.youtube.com/watch?v=FI2xUEd_WUo
3. Дизайн вашего сада №1. http://www.youtube.com/watch?v=UQMUuMxyk2s&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9
4. Дизайн вашего сада №2.
http://www.youtube.com/watch?v=qRJqkAeHFP0&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9&index=2
5. Дизайн вашего сада №3.
http://www.youtube.com/watch?v=_SRFTLVq3rc&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9&index=3
6. Дизайн вашего сада №4. http://www.youtube.com/watch?v=yxaloSmje5g&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9&index=4
7. Комнатное цветоводство № 1. http://www.youtube.com/watch?v=6cFnw2t_GF0
8. Комнатное цветоводство № 2. http://www.youtube.com/watch?v=c4fLuRMpnc4
9. Комнатное цветоводство № 3. http://www.youtube.com/watch?v=LRt4BY-WdUU
10. Комнатное цветоводство № 4. http://www.youtube.com/watch?v=f8F8qo2fR6c
11. Комнатное цветоводство № 5. http://www.youtube.com/watch?v=zeosLDQ1Zv0
12. Комнатное цветоводство № 6. http://www.youtube.com/watch?v=I9MGdi8rtSQ
13.Комнатное цветоводство № 7. http://www.youtube.com/watch?v=uYLJsz-D6ns
14. Мой сад. http://www.youtube.com/watch?v=fJgiINTp7Rw
15. Профессия «Овощевод». http://www.youtube.com/watch?v=dnePj5dYoVE
16. Планировка участка. Технология изобилия урожая (по методу Миттлайдера) 2.
http://www.youtube.com/watch?v=iyAxk-lr2NQ
17. Ландшафтный дизайн. Фильм 1. Красивый сад своими руками.
http://www.youtube.com/watch?v=lc2Ib9caTlw&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9&index=20
18. Садовый дизайн. Фильм 2. http://www.youtube.com/watch?v=DWawY_vRr98&index=21&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9
19. Основы Ландшафтного дизайна. ФИЛЬМ 3. Элитные сады Англии http://www.youtube.com/watch?v=rksD4GMiKGI&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9&index=22
20. Основы Ландшафтного дизайна. ФИЛЬМ 4. Стиль и дизайн сада http://www.youtube.com/watch?v=PBSMHSD2lBA&index=23&list=PLlJSu8t8BBlOsUpd87_RPqYT7n4EHyHj9
21. Сад. Н. Дементьева - победитель всероссийских конкурсов. http://www.youtube.com/watch?v=yp1_7NBS5q0
22. Сад огород однолетники http://www.youtube.com/watch?v=mqMzQzBO29M
23. Цветник в саду ч-1 - Ландшафтный дизайн http://www.youtube.com/watch?v=LxZ4fRMqADQ
- интерактивные задания http://learningapps.org:
1. Кроссворд по теме: "Биологические особенности овощных культур общие приемы их выращивания".http://learningapps.org/display?v=paqfa16x201 –
2. Составить технологическую карту по выращиванию картофеля -
http://learningapps.org/display?v=p7qroys4c -
3. Составить технологическую карту по выращиванию свеклы-
http://learningapps.org/display?v=py72y258t01
4. Составить технологическую карту по выращиванию моркови-
http://LearningApps.org/display?v=pvbj85g4j01
5. Составить технологическую карту по выращиванию капусты –
http://LearningApps.org/display?v=pyn7i3jet01
6. Составить технологическую карту по выращиванию огурца-
http://LearningApps.org/display?v=ph2uw3fij01
7. Составить технологическую карту по выращиванию томата- http://LearningApps.org/display?v=pyoi2j77501
8. Составить технологическую карту по выращиванию картофеля - http://LearningApps.org/display?v=p2w3h47z5
9. Кроссворд по теме: "Овощные культуры семейства капустные"-
http://LearningApps.org/display?v=pqzf2quit01
10. Кроссворд по теме: «Овощные культуры семейства пасленовые» -
http://LearningApps.org/display?v=p5pu4iq9301
11. Кроссворд по теме: «Овощные культуры семейства тыквенные» -
http://LearningApps.org/display?v=pbito1jqj01
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материала привлекаю обучающихся. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Ряд презентаций, созданных мною были размешены на сайте http://www.myshared.ru
Урок-исследование:
Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.
Электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».
- онлайн тесты http://onlinetestpad.com.:
1. Условия внешней рседы необходимые для роста и развития растений http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Usloviya-vneshnej-sredy-neobkhodimye-dlya-rosta-i-razvitiya-rastenij-18668/Default.aspx
2. Морфологическиепризнаки и биологические особенности картофеля http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Botanicheskie-i-biologicheskie-osobennosti-kartofelya-8619/Default.aspx
Организация индивидуального обучения:
Творчество – высшая форм
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Архив записей |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|