Воскресенье
19.05.2024
14:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Алла Пичугина
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Воспитание и развитие творческих способностей и гражданско-патриотических качеств у обучающихся
[ Скачать с сервера (115.5 Kb) ] 03.05.2014, 19:25

Наименование темы опыта: Воспитание  и  развитие  творческих  способностей  и гражданско-патриотических   качеств  у обучающихся  в  условиях   профессионального  училища.

Цели:

- создание  условий  для  развития и  реализации  творческих  способностей  учащихся;

- обеспечение личностно-ориентированного  подхода  в  воспитании;

- формирование потребности  у  учащихся  в  самореализации,   самоопределении.

- воспитание  гражданско – патриотических  качеств  личности;

Актуальность опыта.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране тесно связан с изменением структуры общественного производства. Это привело к изменению требований к  выпускникам профессиональных училищ. Повышается спрос на рабочих высокой квалификации, способных выдержать конкуренцию на рынке труда. Конкурентоспособного рабочего отличает высокий уровень профессионализма, профессиональная мобильность, творческий подход к решению производственных задач, развитые   коммуникативные   способности, нравственные и гражданско-патриотические  позиции.

Нехватка рабочих кадров  стала  проблемой  для развития  экономики страны,  в  частности для  сельского хозяйства.   На  сегодняшний день мы испытываем  острейший дефицит рабочих специальностей.  Молодежь  хочет быть  юристами, экономистами,  банкирами…  Кто  же тогда  будет  работать в  сельскохозяйственной  сфере?  Сельскому  хозяйству  жизненно  необходимы  современные  рабочие – профессионалы  высокой    квалификации.  Мы  не должны  забывать  о том,  что выпускники училищ – это ребята  в  основном  из  неблагополучных  семей.  Для  них  работа  зачастую  единственный  шанс  встать на  ноги,  добиться  успеха  в  жизни. 

Можно  ли  воспитать  человека  умным,  чувствующим  и  волевым?  Есть  ли  гарантия,  что выпускник  войдет  в  мир  духовно  сильным,  нравственно  крепким,   творчески  деятельным?  А  ведь нам   очень  важно,  чтобы  из  стен  училища  вышел человек,  обладающий этими качествами.

Об  актуальности  этой проблемы  свидетельствуют  следующие  факты:

- пассивность  учащихся  в  выборе  жизненной  деятельности;

- отсутствие  должного  внимания  со  стороны  государства  и  родителей   к  проблеме   

   занятости  детей  вне  училища;

- недостаточное  использование  всего  арсенала  средств  и  методов  в  развитии  творческих  и  гражданско-патриотических  качеств  учащихся.

Поэтому  основными  направлениями  моей работы   с  учащимися   являются:

1. Развитие творческой активности обучающихся;

2. Воспитание   гражданина и патриота. 

Одним из приоритетных направлений образовательной политики на современном этапе социально - экономического развития России является формирование у подростков, молодежи осознанной потребности в труде,  оказание им помощи в адаптации на рынке труда в условиях дефицита рабочих мест, а также в условиях конкуренции квалифицированных специалистов.

В соответствии с требованиями стандарта НПО, современный рабочий должен быть не просто мастером своего дела, которому присущ определенный набор психофизических свойств, но и носителем профессионально значимых качеств, приближающихся в фундаментальным характеристикам полноценной личности: стремление к свободе, истине, добру,  справедливости, культуре, творчеству, гражданскому  патриотизму,  что  во  многом  зависит  от  уровня  сформированности  у  подрастающего  поколения  сознания  активного  гражданина,  чувства  национальной гордости,  уважения  и  любви  к  Родине,  готовности  учиться  и  трудиться на  ее  благо,  преумножать  её  богатство.

 

На этапе развития нашего  общества абстрактный метод в подготовке кадров специалистов сменил личностный, когда учащийся заинтересован в активной профессиональной деятельности. Поэтому нужно предоставлять больше возможностей для   самореализации.

Одним из направлений профессионального образования является курс на развитие творческой индивидуальности. Необходимо перейти к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной деятельности, к созданию условий для творчества.

Результатом творческой деятельности учащихся является приобретение целого комплекса новых качеств творческой личности - стремление добывать знания самим, формировать умения для выполнения практической работы, и главное выработать самостоятельность в решении поставленной задачи  быть  патриотом  своей  профессии,  своей  Родины.  В  толковом   словаре   Даля  слово «патриот» трактуется  как  «любитель отечества,  ревнитель  о  благе  его,  отчизнолюб…».  Патриот -  это  еще и тот,  кто  предан  своей  профессии,  своему  делу  во имя  интересов  своей  Родины. Важнейшим  направлением   в  воспитании  учащихся  является  изучение  истории  родного  края,  истории  нашего  Отечества,  его  боевых,  трудовых  и  культурных  традиций.

            Почти  90%  россиян  уверены,  что необходимо  уделять  больше внимания  гражданско- патриотическому  воспитанию.

И  корни  этой  уверенности   кроются  в  инстинкте  самосохранения,  потому,  что  без  патриотического  подъема  невозможна  разработка  общенациональных стратегии   и  программы  конкурентноспособности   рабочих   кадров.

 

Обоснование авторской идеи.

 

Психологи   отмечают,  что становление творческой активности   личности идет не линейно, а имеет в своем развитии    два пика:    первый пик приходится на возраст  9-10 лет, второй -  проявляется в юношеском  возрасте   или на первом - втором   курсе   обучения    в    профессионально - технических училищах.

Важно различать творческую и познавательную активность. Выделены следующие психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся:

  1. Исследование личности учащегося в учебно-воспитательном процессе с   позиции    взаимосвязи личностных   особенностей; 
  1. Изучение    проявления творческой активности в различных видах деятельности;
  2.  Реализация    в    учебно-воспитательном    процессе    и    вне    его личностного, эмоционально - положительного подхода к учащимся;
  3. Применение в учебном процессе заданий творческого  характера;
  4. Разработка и использование ситуаций,  способствующих включению и проявлению творческой активности учащихся;
  5. Формирование  умений и  навыков  самостоятельной работы;
  6. Использование активных методов обучения.

В каждом конкретном периоде развития учащегося какой-то один из многих видов деятельности является ведущим.  Он определяет характер  развития  подростка и индивидуальный подход   к  нему.

Такой подход предполагает не только построение системы заданий различной сложности, но и, прежде всего,   организацию педагогического  содействия индивидуумов с   учетом  разных типов нервной системы, развитости мыслительных процессов, скорости реагирования и т.д.

Интенсивность и эффективность такого обучения возможны в том случае, когда учитель владеет стратегиями  превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребности в самовоспитании,  самообразовании и саморазвитии.

 

 

Научной основой опыта являются:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание  гражданина РФ  на 2006-2010 годы»;
  • Областные и муниципальные  программы  по  патриотическому  воспитанию;
  • Целевая воспитательная программа  училища «Патриот  Зауралья»;
  • Целевая  воспитательная программа училища  «Становлении профессионала»,  разработанная  на  основе  областного  социального проекта.

      

 

 Описание опыта работы.

Основой учебно-воспитательного процесса в   профессиональном  училище    является взаимосвязь обучения и воспитания,  и  имеет  своей  целью - создание оптимальных  условий  для  раскрытия личностного потенциала каждого  учащегося.  Исходя  из  того, что современная педагогическая  наука  рассматривает  обучение и воспитание  как единый  процесс,  под  профессиональным  обучением  будем  понимать  процесс  изучения  учащимися  содержания  конкретной  профессии,  овладение профессиональными  знаниями,  практическими умениями и навыками,  формирование  профессионально  важных  качеств,  развитие  профессиональных способностей.

 Профессиональное воспитание  можно  определить  как  развитие  у  учащихся  потребности  в  труде  и  профессиональной  деятельности,   воспитание  любви  к  выбранной  профессии,  формирование  общечеловеческих  ценностей  и  социально-личностных,  гражданско-патриотических  качеств,  повышающих  социально-профессиональную мобильность личности.

  Воспитательная работа в группе строится  с  учетом следующих принципов:

  • дифференцированный подход к учащимся;
  • разнообразие содержания, форм и методов в со­ответствии с особенностями обучающихся;
  • развитие творческой индивидуальности учащих­ся, отказ от авторитаризма и администрирования, предоставление возможности выбора форм участия в общеучилищных и групповых мероприятиях;
  • объективная оценка воспитательной работы пре­подавателей, мастеров производственного обучения;
  • обеспечение необходимого уровня воспитанно­сти учащихся, их интеллектуального, нравственного, эстетического, политического, правового, мировоз­зренческого, полового и гигиенического развития.

 При создании воспитательной системы   мы отталкивались от рассмотрения учащихся как цели, субъекта и результата воспитания, эффективность которого оценивается по следующим критериям:

  • сформированность у учащихся познавательных ин­тересов, коммуникативных навыков и умений;
  • нрав­ственное, гражданско-патриотическое,  эстетическое, культурное и физическое развитие учащихся, их самоактуализация;
  •  удовлет­воренность учащихся, педагогов и родителей жиз­недеятельностью   училища.

Повторюсь, что задача учреждения начального профессионального образования - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего   необходимой   суммой   знаний  для   успешной   трудовой  деятельности.  Однако очень часто реальная     жизнь  оказывается    более серьезным       экзаменатором,    и   случается   так,    что   выпускник   учреждения начального профессионального образования,  показавший    в период   обучения   хорошие   результаты,    оказывается   без  работы, не сумев адаптироваться к новым условиям, сориентироваться в потоке информации и требований, применить полученные знания в практической деятельности. Одной из причин является отсутствие достаточной гибкости мышления, способности самостоятельно найти в конкретной ситуации правильные решения,   применить свои творческие способности.

Творчество - это интеллектуальная самостоятельная деятельность, направленная на создание индивидуального творческого продукта. Его конечный результат выражается в самоутверждении,  самореализации личности, утверждении своей значимости в окружении, приобретении авторитета.

Для творчества необходимо наличие шести специфических, взаимосвязанных       условии:   окружение,  мотивация,   характерные  личностные   качества,  знания, интеллектуальные способности,  особенности  мышления. Потребность  к познанию, творчеству может развиваться только в атмосфере доброжелательности,  сопереживания, уважения.   Учащийся стремится наиболее полно раскрыть свои возможности тогда, когда видит, что с ним считаются, ценят  его мнение,  дoверяют ему.  Поэтому стремлюсь к формированию у каждого учащегося положительной мотивации к познанию.

            Развитие творческой  личности  учащихся   возможно в случае творческого подхода самого педагога к процессу обучения  и  воспитания,   предполагающего:

·         поиск   оригинальных форм    для   постановки   учебной задачи;

·         разработку индивидуальных творческих заданий;

·         создание ситуаций, побуждающих  к творческой активности учащихся, к творческому сотрудничеству;

·         разработку и использование деловых игр, проведение конкурсов и  классных  часов,  кружковую деятельность.

Опыт работы показывает активность учащегося возникает тогда, когда есть положительное отношение к процессу  воспитания,  самореализации  и   саморазвития,  есть знания и желание продолжить деятельность за пределами  учебных занятий. Смоделировать такую  ситуацию  позволяет   творческое введение  в деятельность  обучающихся  различных   игр, конкурсов,  самостоятельной творческой деятельности.  Это дает возможность эмоциональной разрядки, развития  логического  мышления, творческой активности и воображения,  уйти от стереотипов мышления и поведения.                                

Таким образом, развитие интеллектуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения и воспитания, в которых учащийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний, а не изучает «предмет ради предмета», когда он востребован и оценен. Только тогда формируется его  интеллектуально - познавательная активность, уверенность   в   своих силах.

Подготовка конкурентоспособных  рабочих определяется   организацией   и   методикой     производственного    обучения,  уровнем готовности    мастеров  п/о  к проведению  современных уроков,   к использованию методов     развивающего   обучения.

В сложившейся социально - экономической  ситуации, когда многие училища, не имея базовых предприятий,   вынуждены организовывать производственную  практику   в мастерских училища, роль урока производственного обучения и воспитательной работы,  их значимость в профессиональном  обучении и воспитании    увеличивается.

Мы стараемся создавать условия для приближения знаний, полученных учащимися,  к  их практической деятельности, избранной профессии, что позволит им в дальнейшем  занять свою нишу  на рынке труда.

С  помощью целенаправленных  действий  мастера  производственного  обучения  задатки  учащегося в  зависимости  от  возраста  обучающегося  и  сформированности  его  мотивационно - потребностной  сферы  проявляются  в различных  видах  деятельности (игровой, трудовой, учебной, коммуникативной,  производственной, воспитательной  и т.д.).

Эффективным способом поиска талантливых, постоянно дерзающих молодых   людей является   конкурс профессионального мастерства.

В словаре  В.И.Даля сказано, что конкурс - это соискательство на награду;  соревнование,   имеющее    целью выделить   наилучших   из    числа  участников.

Конкурсы   профессионального    мастерства  как   наиболее    действенная  форма   трудового   соревнования   проводятся    в   целях   выявления,  широкого   распространения   и   внедрения   передовых   приемов   и   методов   труда,   новой   техники   и   прогрессивной   технологии, повышения   уровня   профессиональной   подготовки,   интереса    учащихся   к   осваиваемой   профессии,   развития   их   творческой   активности, выявления   лучших   индивидуальных   и   коллективных    показателей работы   участников   конкурса,   популяризации    профессий сельскохозяйственного   профиля    среди   молодежи.

Конкурсы   являются   одной из   эффективных   форм контроля учебной деятельности      профессиональных  училищ,   осуществляющих   подготовку   квалифицированных  специалистов   для   отраслей  агропромышленного комплекса страны и проверки качества профессиональной   подготовки выпускников.

Проведение конкурсов рассматривается как один  из основных элементов усиления воздействия соревнования на рост качества знаний, умений, развитие профессионально значимых качеств учащихся, профессионального интереса. Основной целью конкурса является определение лучшего  из  лучших.

Выделяется  два периода в проведении конкурса:

■  подготовительный;

■  основной;

В   подготовительный   период,   а   это   составляет   больше   половины учебного    года,     ведется    работа    по     отбору    участников     конкура,  разрабатываются    конкурсные      задания.  

 Основной    период    -    период проведения конкурса.

Для обеспечения работы   по отбору участников конкурса представляется   эффективным   использование   индивидуальной   рейтинговой системы контроля,   где    имеется    перечень  требований  и норм    учебной   деятельности  учащихся.

Основой  подготовительного периода   является образовательный мониторинг  учебной и внеклассной деятельности учащихся.

В   процессе     мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

■  достигается ли цель образовательного процесса;

■  существует ли положительная динамика   в   развитии учащегося;

■  существуют     ли     предпосылки   для     совершенствования     работы преподавателя,     

    мастера;

■  соответствует     ли     уровень      сложности      учебного      материала возможностям

    обучающихся.

Основная задача мониторинга - непрерывное отслеживание состояния учебного процесса решается путем проведения стартового, текущего, промежуточного, итогового срезов,   анализ их результатов,  своевременное внесение    коррективов.    

Результаты срезов можно оценить с помощью рейтинговой оценки.

В  приложении    приведен    учет успеваемости  учащихся  группы  103  за  2005 - 2006 учебный год   по производственному обучению     профессии:  «Плодоовощевод». (Приложение 1)

 Результаты  контроля (входного, промежуточного, итогового, самостоятельных и практических работ)  фиксируются и анализируются    в диаграммах,  гистограммах как по группе в целом, так и по каждому учащемуся   отдельно   (ср. балл, качество, успеваемость).  

Анализируя   результаты  за последние  три  года,  могу  сказать,  что  качество   уровня  знаний  с  2003  года  повысилось к  2006 на 25%,  это  говорит о том, что  конкурсы  профессионального  мастерства   способствуют  повышению  интереса  к изучаемому  предмету и профессии. (Приложение 2)

Оценка     успешности   усвоения    учащимися   предмета, учебной программы,   формирует   итоговую рейтинговую оценку.  

 Основная   цель     рейтинговой     оценки    знаний  - стимулирование равномерной    учебной   деятельности     учащихся  в     течение    всего  учебного  года,    создание     условий     для    проявления    их    творческих   способностей, предоставление возможности каждому самостоятельно выбирать уровень подготовки,  мотивация на  углубленное освоение выбранной профессии.

В  процессе   изучения   конкретной   темы   при выполнении   различных    заданий    учащиеся   получают     определенное   количество   баллов: письменный   опрос - 3 балла,    домашнее  задание - 16 баллов,    наличие конспекта по теме - 1 балл,  ответ у доски - 1 балл, контрольная работа - 5 баллов,   работа   с   тестами - 5 баллов,   составление - кроссвордов - 3 балла,    внеклассная   работа    по   предмету - 4 балла.

Ежемесячно   по   заполнении     индивидуальных   карт   контроля   знаний, умений, навыков выводится рейтинг каждого    учащегося.

Учащиеся,   которые набрали наибольшее количество баллов,   имеют право на   участие в конкурсе.

 В конце второй половины учебного года  выводится рейтинг   учащихся за год.

Рейтинг   учащихся   группы   № 103 за   2005-2006   учебный   год отражен  в   таблице 2.

Таблица   2.

Рейтинг учащихся  группы 103 за 2005-2006 учебный год

 

п.п

 

 

 

     Ф.И.О

 

 

 

                        Количество баллов по месяцам

кол.балл за год

рейтинг

 

1.

Огнева К

50

40

45

35

170

30

45

48

50

35

50

258

428

1

2.

Платонова С

15

10

25

30

80

25

10

35

15

18

39

142

222

3

3.

Сартасова Т

40

50

10

15

15

10

25

30

20

45

35

165

275

2

 

Примерный   перечень   видов   деятельности учащихся на уроках   теоретического и   производственного   обучения, в соответствии с     которыми составляются   индивидуальные    карты   контроля  знаний, умений, навыков  учащихся. (Приложение 3)   

В начале каждого учебного года перед  учащимися ставится цель: добиться высоких  рейтинговых показателей в овладении будущей профессией.

Отмечу основные преимущества рейтинговой  системы контроля знаний учащихся:

 - высокая организационная способность  учащихся, за счет чего возрастает  мотивация   к  учению,   формируется ответственность за результат  труда;

-  обеспечение  формирования единых требовании к знаниям и  умениям  учащихся;          

-  установление единых подходов   к определению   оценочных норм.

Условия отбора участников проводимого в конце учебного года конкурса профессионального мастерства, как правило, являются стимулом для приложения всех усилий   к учебе.

               Особое внимание  в  своей   работе  я  уделяю    подготовительному  периоду Во внеурочное время в течение всего учебного года вместе с учащимися    мы  оформляем необходимый наглядный, дидактический и раздаточный материал, технологические карты, инструкционные карты,  карточки - задания,   плакаты,   кроссворды,   карточки-лото.  Совместно с учащимися   мы   посещаем библиотеку, где работаем    над    подбором    материала,      необходимого    для    проведения    конкурса, изучаем   литературные  новинки  и  передовые  технологии.

 Все   это   ребята    выполняют     на   предметном  кружке   «Плодоовощевод».

Цель кружка - помочь учащимся закрепить и углубить знания, приобретаемые на уроках теоретического и производственного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Полученные  на  уроках  знания,  умения  и  навыки  учащиеся  применяют  в  практической  деятельности.  В  кабинете лабораторных  - практических  занятий и на  участке  учащиеся  выращивают  овощные  культуры,  применяя  различные  способы посева  и  посадки,  выращивают  в  зимний  период  зеленные  культуры  на  выгонку,  отрабатывают  агротехнические  приемы  работ,    навыки  по  выполнению  прививок. 

При выполнении  такой работы у ребят появляется интерес к будущей профессии,    стремление   глубже   изучить профессию. Ребята получают дополнительные знания в процессе творческой самостоятельной деятельности.

В качестве примера приведу проведенный мною конкурс «Лучший по профессии»  в 2006 учебном году.  

Мероприятие проводилось в кабинете для лабораторно -практических занятий, где силами учащихся  был  оформлен интерьер, выставка профессиональной литературы, подготовлен необходимый   материал,  инструменты, сырье.

На   конкурс  были  приглашены преподаватели, мастера производственного обучения,  администрация училища, болельщики, также изучающие профессию «Плодоовощевод».

Из     числа    приглашенных     инженерно -  педагогических     работников  было

создано компетентное жюри, которое  наблюдало и оценивало качество выполненных   заданий.

Что  касается конкурсантов,   то они должны быть заранее ознакомлены с условиями проведения конкурса, примерными параметрами предлагаемых заданий,   характером   и   объемом   выполняемых   работ,    требованиями   к качеству   работ,   критериями определения победителей.

  Немаловажную  роль    играют    областные   конкурсы  профессионального мастерства.   В    апреле   2003 года    конкурс    профессионального  мастерства  проходил    в   р.п. Лебяжье,    где     команда   нашего   училища   принимала   активное участие,   и  заняла  почетное 2е- место.  В 2006 году конкурс профессионального  мастерства   проходил  в п.Шмаково,  где  мы заняли призовое  3- место.  На  конкурс    были приглашены   учащиеся по профессии   «Хозяйка – усадьбы».

Анализируя  работу  по  данному  направлению,  могу  сказать, что они в значительной степени повышают интерес учащихся к получаемой профессии, появляется стремление и желание повысить уровень своих знаний.

Учащиеся,   принимающие  участие  в  конкурсах,  показывают:

-  высокий    уровень  качества  знаний;

-  повышается  успеваемость  по    всем  предметам;

- профессиональное    выполнение  письменных  экзаменационных  работы;

- квалифицированную  отработку  приемов и  навыков работ;

- стремление  к  повышению   уровня  своих  знаний;

 

 

Воспитание гражданско – патриотических  качеств учащихся.

 

Основой  в  воспитательной  работе  с  учащимися  является  модель  выпускника  училища.   Исходным  материалом  для  этого  является  профориентационная  работа   коллектива  училища  и  мотивация  абитуриентов на приобретение той или иной профессии.  В  начале   учебного года   анализируются  заполняются «Социально- личностно ориентированные  карты»  выпускников школ.  В  соответствии с  выбранной  профессией  профессионального  развития  учащегося,  заполняются  индивидуальные  карты  профессионального развития.

По результатам   опросов,  проведенных в  учебных  группах,   можно сделать вывод о том, что у учащихся в основном:

- нет четкого понимания содержания нравственных норм;

- отсутствует устойчивое  проявление  нравственных  качеств   в   поведении

учащихся;

- большинством   учащихся   главными   ценностями   называются   ключевые

общечеловеческие ценности;

- отсутствует    четкое    представление    ценностей    гражданственности    и

патриотизма.

На  протяжении всего  периода  обучения  группы  ведется   мониторинг  развития  профессионально  значимых свойств и качеств  учащихся.

            На первом  курсе  диагностируется  начальный  уровень  развития  учащегося:  психофизиологические свойства,  личностно-социальные  и  профессионально  важные  качества.  На  данном  этапе  важно,  как  проходит  адаптация к  учебной  деятельности,  правильно  ли  формируются  на данном этапе  психофизиологические   свойства  в  учебной  деятельности,   формируется  специалист  как  личность.

            На  втором  курсе   акцент  делается  на,  то, как идет  формирование  профессионально-важных  качеств:  самостоятельность, профессиональная  мобильность, эстетический вкус,     коммуникативные  и  организаторские  качества.  Здесь    важную  роль  играет  диагностика  творческих  способностей.

На  третьем   курсе  особое  внимание  уделяется  подготовке  к профессиональной  деятельности,  формированию  профессиональных   знаний  трудовой  направленности.

            Особенностью  мониторинга  профессионального  и  социального  становления  выпускника  училища  является  информация  о  трудоустройстве,  или  наоборот,  о  причинах  не  состоявшегося  трудоустройства.  

В ходе  анализа  мониторинга  группы  303, ( 2003-2006 годы   обучения ) наблюдается  положительная  динамика   общепсихологических  свойств,  формирования  профессионально  важных  и  социально  значимых  качеств  учащихся.

Методами диагностики  являются  анкеты,  наблюдение,  беседы, тестирование, выполнение письменных работ.  На  основе  наличия,  отсутствия  или степени  проявления критерия   определятся  уровень развития данного  качества (высокий,  средний, низкий).

Таким   образом,  видно,   что процент   улучшения  показателей  общепсихологических  свойств  составил  41% (увеличение  высокого  уровня  с 19% до 41%).  Показатели профессионально важных  качеств  возросли     на 26%  (увеличение  высокого  уровня  с 16% до 42%).   Показатели  личностно  социальных  качеств  выросли  на  17%  (увеличение   высокого   уровня  с  29% до 46%).  (Приложение  4 )  

 Повторюсь,  что свой акцент в развитии  профессиональных  качеств  учащихся  делаю на гражданско-патриотическое  воспитание  ( труд,  Родина, дом,  семья,  ответственность, справедливость, воля). В развитии всех  этих качеств    неоспоримую роль играет цикл классных часов  на тему «История родного края». (Приложение 5)

 Мною  и  силами  самих  учащихся  в  течение трех  лет  был  собран  богатый  краеведческий  материал   от  начала заселения Альменевских  земель   со времен царствования Петра 1 до  наших дней.  Неоценимую  помощь  в  краеведческой работе   оказывает  районный краеведческий  музей  «Дружба»,  музей  истории училища,  который был  создан  к  40-летию  училища,    почетный  гражданин  нашего  района  Ф.И.Шакирова,  население  нашего района,  районный  военный  комиссариат,  районная  библиотека.  Большую  роль в  подготовке  классного  часа  «Альменевский  район в  годы  Великой Отечественной войны»  оказала  книга  памяти «Золотое  созвездие  Зауралья»,  месячник  оборонно-массовых  спортивных  мероприятий.  В группе  обучаются учащиеся со всего района,  поэтому  поисковую деятельность начинают  со  своего  дома, генеологического древа  своей  семьи.  Изучение родословной,  своей   или  чужой,  это,  прежде  всего,  исследование:  поиск  документов,  запись  воспоминаний,  разбор и аннотирование  фотографий.    В  материалах,  собранных  учащимися,   есть  истории  исчезнувших  деревень,  народные  промыслы,   знаменитые  люди,  истории  предприятий.  Весь  собранный  материал   используется   другими  группами  училища  для  проведения  классных  часов,  диспутов,  уроков  мужества,   оформления  выставок, бесед  к  юбилейным  датам, к дню  рождения  Т.С.Мальцева, а  так же к  памятным  датам.     Учащиеся  встречаются  с  интересными  людьми  нашего  района.   местным   поэтом В.Сафроновым,  участниками  Великой  Отечественной  войны  и  тружениками  тыла,    встречаются   с  бывшими  выпускниками  нашего  училища.   Для  меня  важно,  чтобы  учащийся  трепетно  относился  к    реликвиям,  которые  помогают  воссоздать прошлое.  При  подготовке  классных  часов  я  ставлю  перед  собой  задачу:  не допустить  превращение  обучающихся в  «иванов непомнящих  родства»,  воспитывать   любовь к  своей  малой  Родине-селу, училищу,  к  своей  профессии.

Важным  параметром  современной  цивилизованной  личности  являются  качества  патриота-гражданина, то есть  личности, осознающей  свою  причастность  к  происходящим    в  стране, в родном  селе процессам,  ориентация  не на классовую  и  национальную  конфронтацию,  а на гражданский  мир,  служение Отечеству.

 

 

Заключение

Трудно переоценить значение конкурсов профессионального мастерства и классных  часов,  ведь ведущее место в обеспечении активного участия  учащихся в регуляции и совершенствовании своей деятельности занимает работа. направленная на воспитание интереса  и ответственного отношения к деятельности и выбранной профессии. Важнейшее условие формирования интереса   учащихся к своей деятельности - достижение успеха.

Потому на создание ситуации успеха надо обращать особое внимание. Такие    ситуации        сопровождаются       определенным       эмоциональным  состоянием - переживанием  успеха,  удовлетворенностью выполняемой работы.  Состояние переживание успеха  способствует формированию положительного   отношения к деятельности.

Лучше учить,   лучше воспитывать - настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько  каждый учитель осознает свои возможности в совершенствовании   учебного процесса,   находит пути и средства   повышения   качества обучения.

Активность, инициатива,  творческий поиск - необходимое условие успешного решения тех сложных задач, которые поставлены перед педагогом.

Творчество - явление сложное,  комплексное,   обусловленное многими социально - педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Любовь к труду,   творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки   и сноровки. Эти качества, в    свою    очередь, стимулируют   стремление   пробовать   свои силы при выполнении задач различной степени сложности: от простых до творческих, искать дело по душе.

Развитию творческих способностей, бесспорно, содействует и стиль проведения самих  уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения сотрудничества учителя и учащихся,   внимание, поощрение    даже    малейшего   успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: allavit
Просмотров: 1408 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Ссылки

Ссылка

Ссылка