Воскресенье
19.05.2024
13:56
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Алла Пичугина
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

В связи с переходом системы НПО на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) меняется и подход к контролю и оценке.

В ФГОС указано, что оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) для текущей и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

Понимание необходимости применения нового механизма оценивания степени сформированности компетенций выпускников системы профессионального образования, основанного на компетентностном подходе, и позволяющего с большой степенью точности делать заключение о соответствии как федеральному государственному образовательному стандарту, так и профессиональному стандарту, подразумевает применение современных методов оценки.  

При разработке  комплектов  контрольно-оценочных средств по профессии  «Повар, кондитер»  особое внимание   мы  уделили   методу  портфолио.

Портфолиоэто комплексный инструмент оценки, основанной на компетентностном подходе.

Преимущества технологии портфолио:

  • Позволяет педагогу и мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому обучающемуся, который обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.
  • Предоставляет основу для последующего анализа и планирования.        

Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.

  • Позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки - они могут объективно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.
  • Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Метод портфолио, позволяющий обобщить оценки образовательных достижений обучающегося, отображает уровень его подготовленности и активности в учебной, творческой, социальной, научной, исследовательской и других видах деятельности в образовательном учреждении.

Метод портфолио (документов/работ/отзывов) является специфической технологией оценки компетенций  обучающихся  посредством оценки пакета материалов, самостоятельно скомплектованных и представленных для оценки в соответствии с заданием. Данный метод позволяет обучающемуся проявить, а эксперту – проверить, помимо практических навыков, такие общие компетенции как способность к самоконтролю, самооценке и рефлексии.

Комплексный портфолио позволяет оценить практические навыки выполнения конкретной компетенции благодаря содержанию материалов (документы, работы, отзывы) портфолио, подтверждающих наличие   всего комплекса знаний, умений и навыков.

С этой целью необходимо разработать типовые задания для обучающихся и выпускников по каждой компетенции, указанной в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте начального профессионального образования  по профессии  «Повар,  кондитер».

Задания преимущественно  являются    проблемно-ситуативными, т.е. при их выполнении обучающийся (выпускник) должен продемонстрировать, что та или иная компетенция у него сформирована.

При разработке оценочных материалов на основе метода комплексного портфолио, обычно, элементом, связующим все компоненты оценочных материалов, является структура портфолио.

 В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования.

         Исходя из разработанной структуры и содержания портфолио, создана инструкция  с  указанием требований к оформлению, комплектации портфолио, указан организационно-временной регламент, а также критерии оценки портфолио.

Структура портфолио  по профессии «Повар, кондитер»  включает в себя следующие разделы:

 1. Введение

  • общие сведения об обучающемся.

 2. Оценка  степени сформированности  профессиональных компетенций  осуществляется  по средствам  оценки пакета материала по каждому профессиональному модулю (ПМ):

  • аттестационный лист по учебной практике;
  • аттестационный лист по производственной практике;
  • дневник учета работ по производственной практике;
  • отзыв о производственной практике;
  • отчет по производственной практике;
  • оценочная ведомость по профессиональному     модулю;
  • творческие работы (рефераты, доклады, участие в проектах и программах);
  • работы по искусству (карвинг,  эскизы,  изделия из соленого теста);
  • проектные работы;
  • дипломы;
  • грамоты;
  • сертификат.

3. Оценка  степени  сформированности  общих компетенций.  Осуществляется  по итогам:

  • конкурсов  профессионального мастерства;
  • презентации творческих работ,  портфолио;
  • выставок.

 Разработана система показателей  для оценки ПК  в  форме  дифференцированного зачета и экзамена в виде   выполнения  практических заданий.

         Контроль и оценка по ПМ  проводится  на основе оценочной ведомости,  где  отражаются итоги промежуточной аттестации,  итоги квалификационного экзамена. 

В портфолио  отражаются результаты текущего, промежуточного и итогового контроля  в  форме  оценочных ведомостей и аттестационных листов.

Степень  сформированности  общих и профессиональных компетенций  определяется     по результатам творческих  работ обучающихся (отчеты о ранее достигнутых результатах,  сертификаты,  свидетельства (дипломы)  олимпиад,  конкурсов,  творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики,  рефераты, проекты).

Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Сам же портфолио получается, как итоговый продукт этого процесса.

Изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам  учебный процесс.

Таким  образом,  портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества  процессов учения.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: allavit (03.05.2014)
Просмотров: 2390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Ссылки

Ссылка

Ссылка