В связи с переходом системы НПО на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) меняется и подход к контролю и оценке.
В ФГОС указано, что оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) для текущей и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Понимание необходимости применения нового механизма оценивания степени сформированности компетенций выпускников системы профессионального образования, основанного на компетентностном подходе, и позволяющего с большой степенью точности делать заключение о соответствии как федеральному государственному образовательному стандарту, так и профессиональному стандарту, подразумевает применение современных методов оценки.
При разработке комплектов контрольно-оценочных средств по профессии «Повар, кондитер» особое внимание мы уделили методу портфолио.
Портфолио – это комплексный инструмент оценки, основанной на компетентностном подходе.
Преимущества технологии портфолио:
- Позволяет педагогу и мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому обучающемуся, который обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.
- Предоставляет основу для последующего анализа и планирования.
Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.
- Позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки - они могут объективно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.
- Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.
Метод портфолио, позволяющий обобщить оценки образовательных достижений обучающегося, отображает уровень его подготовленности и активности в учебной, творческой, социальной, научной, исследовательской и других видах деятельности в образовательном учреждении.
Метод портфолио (документов/работ/отзывов) является специфической технологией оценки компетенций обучающихся посредством оценки пакета материалов, самостоятельно скомплектованных и представленных для оценки в соответствии с заданием. Данный метод позволяет обучающемуся проявить, а эксперту – проверить, помимо практических навыков, такие общие компетенции как способность к самоконтролю, самооценке и рефлексии.
Комплексный портфолио позволяет оценить практические навыки выполнения конкретной компетенции благодаря содержанию материалов (документы, работы, отзывы) портфолио, подтверждающих наличие всего комплекса знаний, умений и навыков.
С этой целью необходимо разработать типовые задания для обучающихся и выпускников по каждой компетенции, указанной в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер».
Задания преимущественно являются проблемно-ситуативными, т.е. при их выполнении обучающийся (выпускник) должен продемонстрировать, что та или иная компетенция у него сформирована.
При разработке оценочных материалов на основе метода комплексного портфолио, обычно, элементом, связующим все компоненты оценочных материалов, является структура портфолио.
В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования.
Исходя из разработанной структуры и содержания портфолио, создана инструкция с указанием требований к оформлению, комплектации портфолио, указан организационно-временной регламент, а также критерии оценки портфолио.
Структура портфолио по профессии «Повар, кондитер» включает в себя следующие разделы:
1. Введение
- общие сведения об обучающемся.
2. Оценка степени сформированности профессиональных компетенций осуществляется по средствам оценки пакета материала по каждому профессиональному модулю (ПМ):
- аттестационный лист по учебной практике;
- аттестационный лист по производственной практике;
- дневник учета работ по производственной практике;
- отзыв о производственной практике;
- отчет по производственной практике;
- оценочная ведомость по профессиональному модулю;
- творческие работы (рефераты, доклады, участие в проектах и программах);
- работы по искусству (карвинг, эскизы, изделия из соленого теста);
- проектные работы;
- дипломы;
- грамоты;
- сертификат.
3. Оценка степени сформированности общих компетенций. Осуществляется по итогам:
- конкурсов профессионального мастерства;
- презентации творческих работ, портфолио;
- выставок.
Разработана система показателей для оценки ПК в форме дифференцированного зачета и экзамена в виде выполнения практических заданий.
Контроль и оценка по ПМ проводится на основе оценочной ведомости, где отражаются итоги промежуточной аттестации, итоги квалификационного экзамена.
В портфолио отражаются результаты текущего, промежуточного и итогового контроля в форме оценочных ведомостей и аттестационных листов.
Степень сформированности общих и профессиональных компетенций определяется по результатам творческих работ обучающихся (отчеты о ранее достигнутых результатах, сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики, рефераты, проекты).
Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Сам же портфолио получается, как итоговый продукт этого процесса.
Изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс.
Таким образом, портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения.
|